Дo ввeдeния стaндaртa ДСТУ EN 589:2017 кaчeствo автогаза в стране регулировалось ГОСТом СССР на газ для коммунально-бытовых нужд. Новый стандарт устанавливает четыре принципиальных критерия оценки качества этого вида топлива. Два из них касаются качественных параметров: октанового числа и наличия свободной воды (не допускается). Также устанавливаются новые нормы на содержание серы и давление насыщенных паров.
Как сообщили в пресс-службе WOG, 75% реализуемого на заправках газа — это импорт, большая часть которого приходится на Россию (первое место по объемам), Беларусь и Казахстан. Остальные 25% — продукция украинских предприятий. Требованиям нового стандарта соответствует только белорусский газ, поскольку в этой стране подобные нормы действуют уже давно. Газ из Казахстана не соответствует новым нормам по октановому числу и давлению насыщенных паров. Еще хуже дела обстоят с газом Роснефти, не отвечающим даже базовым нормам. В российском газе увеличенное содержание двух ключевых параметров: серы и свободной воды.
«Весь импортируемый газ подлежит смешиванию для получения смесевого продукта в соответствии со стандартом качества», — сказал UBR эксперт рынка нефтепродуктов, член наблюдательного совета «Интегрум Венчурс» Александр Киримов.
Есть проблемы с качеством продукта и у украинских производителей, но работа по приведению производства к требованиям нового стандарта уже ведется.
В связи с тем, что импортный газ требует «доведения» до нужной кондиции, у заправщиков возникает новая проблема — нехватка мощностей. Их не хватает даже у крупных продавцов, не говоря о мелких АЗС.
«Сейчас большинство участников рынка активно выступают за то, чтобы этот стандарт отложить на время. ГНС нет даже у ряда больших игроков, кто-то использует чужие. Но по сути, потребитель не почувствует дефицита — на сегодня основные поставщики автогаза в Украину, такие как Надежда, мы, Газотрон и др. уже поставляют ресурс стандарта ЕN 589», — рассказал директор департамента стратегического маркетинга и рекламы «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.
Подготовиться к переходу успели KLO и WOG. В то же время, закрывать заправки, продающие «плохой» газ никто из продавцов не собирается, поскольку на данный момент такая процедура в законодательстве не предусмотрена.
По словам директора компании «Укравтономгаз» Андрея Дорофеева, все газовые трейдеры давно знали о введении EN 589, но никто из них не готовился и не вкладывал деньги в создание сертифицированных лабораторий. По всей вероятности, продавцам проще и дешевле заплатить штрафы.